Возврат на Главную страницу Идеологии современности. Пророчества: Ванга, Глоба Экономика, идеологии и др. Библия и западная философия 20 века. Ислам: о Коране Чечня и демократия

Глава 1. ЧУДЕСА

Сущность чудес

Библию часто критикуют за то, что она описывает явления невероятные, или "очевидно невозможные". Говоря другими словами, Библия описывает чудеса - как исторические факты. Рассматриваемые явления критикуются не за то, что они туманны и непонятны, но потому, что они, де, невозможны и просто недостоверны. Очевидно, что существует множество библейских фрагментов, вызывающих у людей подобные трудности, и нам следует рассмотреть их немного более подробно. Чудо - это явление, находящееся за пределами человеческих возможностей - как с точки зрения его осуществления, так и с позиции его объяснения. Чудо - это явление не "неестественное", а сверхестественное. Иногда оно может выглядеть совсем как естественное событие, но условия, при которых оно происходит, таковы, что мы классифицируем его, как чудо - например, когда дождь вызван молитвой, как это произошло в случае с Илией (3Цар.18:41-46; Иак.5:17-18).

Когда происходит чудо, это значит, что Сам Бог вмешивается и позволяет почувствовать Свое присутствие каким-то особым образом. В Египте произошел разрушительный град, когда фараон отказался отпустить детей Израилевых , во исполнение веления Божьего (Исх.9:22-35). Хотя град и является совершенно естественным явлением природы, именно тот, особый град был чудом по причине своей невиданной силы, а также потому, что он был послан Богом - в виде особого знамения и наказания беззаконий египетского фараона. В Библии много свидетельств о чудесных событиях. Череда этих событий начинается в первой главе - с истории о сотворении мира - и продолжается до самой последней главы, где записана весть ангела, принесшего откровение Иоанну (Откр.22:8). Все эти чудеса очень различны: одни происходят с природой, другие с людьми; некоторые из них видимы человеческому глазу, некоторые - невидимы; одни исцеляют, другие наказывают; какие-то происходят без посредничества людей, а какие-то - через пророков и апостолов. Если бы мы изъяли из Библии все, связанное с чудесами, как мало в ней осталось бы!

Почему некоторые люди отвергают библейские свидетельства о чудесах?

Именно чудеса, засвидетельствованные в Писаниях, являются главным камнем преткновения для многих людей, когда их просят подчиниться руководству Библии. Неверующие и агностики, публично, во всеуслышание отрицающие Божественность Писаний - такие, как Томас Пейн, Вольтер и Роберт Ингерсолл - особенно яростно нападали на библейские чудеса. В своих критических выступлениях они настаивали на том, что чудеса невозможны, и что, следовательно, все эти рассказы о сверхъестественных явлениях - не могут быть правдой. Чудеса не происходят в наши дни, точно также они, мол, не происходили и в древности - такова их аргументация. Что нам сказать на это?

Если человек не верует в Бога, сотворившего всю вселенную - небо и землю и все, что они содержат - и управляющего всем этим, то он, естественно, отвергает и свидетельства Писаний о чудесах. Атеист поступает вполне последовательно и соответственно своей позиции, когда отказывается верить в то, что чудеса возможны. Но мы надеемся, что ни один читатель данной книги не будет разделять позиции безумца, говорящего в сердце своем: "Нет Бога" (Пс.13:1). Бессмысленно спорить с такими людьми о правдоподобности Святых Писаний. Для того, чтобы такая дискуссия могла быть плодотворной, нужно сначала достичь согласия в более фундаментальном вопросе, а именно - в вопросе о существовании Бога. Все библейские повествования, прежде всего, предполагают, что Бог существует, и что Он воздает тем, кто усердно ищет Его (Евр.11:6).

Нельзя отрицать, однако, что существуют люди, не желающие быть атеистами, но, тем не менее, сомневающиеся в возможности чудес. Они считают, что Бог действует в соответствии с определенными законами - законами природы, и не может произойти ничего такого, что противоречит этим законам. Такая позиция слишком необычна - отвечаем мы - чтобы ее можно было принять. С одной стороны - верить во всемогущего и всеведущего Бога, а с другой стороны - отрицать то, что Он может отменить, приостановить или переступить законы природы - это очевидное противоречие. Кто же, в конце концов, является Богом - законы природы, или же Тот, Кто создал природу, вместе со всеми ее законами?

Два важных замечания о чудесах

Рассматривая данный вопрос спокойно и беспристрастно, мы должны отметить, что начинать с утверждения о том, что чудес не бывает - просто ненаучно. Откуда человек может знать об этом? Наука требует от исследователя открытого, незакомплексованного разума. Вопрос о том, происходят ли на свете чудеса, имеет право на такое же к себе отношение, как и все другие вопросы. Позиция Вольтера, которому принадлежит заявление о том, что даже если бы чудо произошло на базаре, на его глазах, он не принял бы его - в высшей мере ненаучна. Единственный вопрос, который действительно можно задать, так это: "Существуют ли доказательства того, что чудеса, засвидетельствованные в Писаниях, действительно имели место?"

В замечательной брошюрке по коренному критицизму Евангелия (Die Modernen Darstellungen des Lebens Jesu) Герхард Ухлхорн, прославленный немецкий теолог, рассматривает вопрос о том, является ли позиция людей, считающих, что библейских чудес не происходило, логичной с научно-исторической точки зрения. Ради чистоты аргументации, он не упоминает о богодухновенности Писаний. Одно чудо,- подчеркивает он,- здравомыслящий критик вынужден будет принять, и это чудо - величайшее из всех чудес: воскресение Христа. Даже если кто-то и рассматривает Новый Завет исключительно как собрание обычных человеческих документов, он вынужден согласиться, что это событие имело место. Доказательств этого больше чем предостаточно. К такому же заключению, например, приходит английский автор, опубликовавший в 1930-ом году, под псевдонимом Франк Морисон, книгу "Кто сдвинул камень?" Что делает вывод Морисона наиболее впечатляющим, так это то, что он начал с доказательства факта, прямо противоположного тому, который в конце концов он признал истиной. Случаи с Лордом Лайттлетоном и Гилбертом Вестом также являются очень примечательными. Первый из них взялся опровергать тот факт, что при обращении Павла произошло чудо, второй - решил опровергнуть факт воскресения Христа. Когда они встретились для того, чтобы сравнить результаты своей работы, им пришлось признать свое бессилие перед аргументами Библии. Автор данной книги не собирается пускаться в пространную дискуссию с целью доказательства воскресения нашего Спасителя. Мы должны вполне удовлетвориться цитатой одного параграфа из книги Фредерика В. Фаррара "Жизнь Христа" (глава 62), где он собирает и кратко резюмирует факты, которые вынужден будет признать даже неверующий, если он, конечно, здравомыслящий человек:

"То, что Его тело не было убрано из могилы Его врагами; то, что отсутствие тела вызвало глубочайшее изумление среди Его учеников, некоторые из которых отнеслись к этому даже с долей сожаления и тревоги; то, что впоследствии они убедились - и тому было много доказательств - что Он действительно воскрес из мертвых; то, что за эту веру они всегда были готовы отдать собственные жизни; то, что эта вера произвела полное и глубокое изменение их характеров, сделав робких смелыми, а слабых - неотразимо сильными; то, что они были неспособны к сознательной лжи, и что, даже если бы это не было так, - сознательная ложь никогда не смогла бы стать инструментом убеждения неверующих и возрождения морали этого мира; то, что на вере в воскресение были основаны такие явления, как почитание первого дня недели, и все основы христианской церкви - все это факты, которые даже самый большой скептик, если он хочет быть искренним, вынужден - пусть неохотно и медленно - но все же признать".

Твердо веруя, таким образом, что даже чисто историческое доказательство воскресения Иисуса является абсолютно убедительным, мы говорим, что здесь мы имеем дело с чудом, принятие которого не обусловлено верой в непогрешимость Библии - речь идет о чуде, как историческом факте, который невозможно опровергнуть. Но если имело место это чудо, то следует признать и возможность чудес вообще, а тогда позиция тех, кто отрицает возможность чудес - уже не выдерживает никакой критики. Подобные рассуждения должны помочь людям, не признающим библейских свидетельств о событиях, связанных с чудесами, преодолеть предрассудки и слушать весть, которую несет нам Святое Писание.

Чудеса в наши дни

"В наши дни чудес не происходит",- говорят нам. Почему же тогда мы верим, что они были в прошлом? Но правда ли то, что чудесных событий больше не происходит? Лишь очень немногие верующие в Спасителя не могут вспомнить ни одного случая, когда Бог услышал их молитвы и оказал им необходимую помощь в ситуации, казавшейся совершенно безнадежной.

Некоторое уменьшение чудес и знамений в наши дни часто объясняется тем, что чудеса сейчас не нужны в таком объеме, как это было в дни основания церкви - и подобное объяснение не кажется "натянутым". В те времена, когда ученики Иисуса повсеместно сталкивались со скептицизмом и неверием, когда с уст людей не сходил вопрос: "Как эти люди докажут, что новая весть, провозглашаемая ими, истинна?" - существовала насущная необходимость подтверждения их слов какими-то особыми деяниями Божьими. Теперь, когда церковь основана, вполне достаточно того, что эта весть подтверждается действием Духа Святого в жизни христиан. Отсутствие эффектных и впечатляющих чудес и знамений в наши дни, таким образом, вполне объяснимо.

Ясность свидетельств

Если мы рассмотрим некоторые библейские свидетельства о чудесах немного более прагматически, то вскоре убедимся, что эти повествования не нуждаются в большом количестве пояснений, что имело бы место, если бы они были неясными. Они чудесны и впечатляющи, они порождают благоговение, но, как правило, их нельзя назвать туманными или неясными.

Рассказ о разрушении стен Иерихона может понять любой, даже самый заурядный читатель. К нему не требуется никаких комментариев. Каким образом Бог совершил это, какие невидимые силы Он задействовал, чтобы сокрушить мощную крепостную стену и повергнуть ее на землю - может быть это было обычное землетрясение, прокатившееся по месту событий с такой силой, что стены растрескались и рухнули - мы не можем этого сказать, потому что библейское повествование ничего не сообщает нам об этом. Но нам важно подчеркнуть здесь не само событие, которое может показаться туманным и непонятным, а то, почему это событие произошло и как оно выглядело. Если мы веруем в то, что Бог всемогущ и что Он может таинственным образом вмешаться - и вмешается - чтобы помочь Своим чадам, тогда подобные свидетельства о чудесах не создадут для нас никаких затруднений.

Никаких "странных" чудес

Еще одна достойная внимания особенность состоит в том, что многие чудеса происходят в рамках того, что мы называем естественными законами природы, хотя, в то же самое время, преступают их. Читая эпизод из Евангелия от Матфея (14:13-21), мы думаем: "Как мог Иисус накормить пять тысяч человек?" Он мог бы утолить их чувство голода одним словом - для Бога нет ничего невозможного. Но, вместо этого, Он произвел хлеб, чтобы накормить людей, утолив их голод и поддержав их жизнь обычным, традиционным для людей путем. Когда детей Израилевых преследовал фараон, и казалось, что уйти от преследования невозможно, потому что впереди непреодолимым препятствием простиралось море, Бог создал такой путь, что иудеи смогли без труда переправиться на другой берег. Совершенно ясно, что, проявив Свое всемогущество, Он мог бы спасти их от фараона и каким-то другим путем. Например, Он мог бы запросто перенести всех их в безопасное место по воздуху. Однако, вместо этого - Израильтянам самим пришлось продвигаться точно также, как они шли до того.

Вытекающий отсюда вывод очень важен. Бог не совершает "странных" (эксцентричных) чудес. Он помогает Своим чадам, применяя Свою силу - но, как правило, использует те же самые пути, которыми люди обычно получают Его дары. В одной стране происходит засуха и, как следствие - голод. Помощь приходит от Бога не в форме золота, падающего с небес, но в виде дождя и нескольких урожайных лет. Безнадежный больной, умирающий от рака, обращается к Богу с молитвой о помощи. Бог сохраняет ему жизнь, но не каким-то таинственным, непонятным образом, а при помощи операции и лекарств. Бедствия, обрушивавшиеся на Египет, очень поучительны, если рассматривать их в этом свете (Исх.7-12). Почти во всех случаях они внешне выглядели так, как могло бы произойти и при естественном развитии событий. И, тем не менее, в каждом из них присутствовал элемент чуда, проявлявшийся в выборе времени, когда случалось каждое конкретное бедствие, а также в его особой силе.

Несколько чудес в Назарете

Библейский фрагмент из Евангелия от Марка (6:5-6), описывающий посещение Иисусом Назарета, требует некоторых комментариев. Нам сказано: "И не мог совершить там никакого чуда; только, на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их". Отрицается ли в данном фрагменте тот факт, что Иисус - всемогущий Бог? Ничего подобного! Здесь просто подчеркивается, что для принятия даров Божьих необходимо соответствующее отношение - то есть, желание принять - со стороны людей, что наш Господь не будет насильно служить никому и все, настойчиво отказывающиеся принять предлагаемое им Богом, ничего от Него не примут. Конечно, это желание принять - само по себе - также является даром Божьим. Но в данном случае мы познаем истину, что чудесные деяния Божьи не совершаются по отношению к тем, кто отвергает их.

Исцеление бесноватого мальчика

Некоторые читатели могут прийти в недоумение от того, что сказано в Евангелии от Марка (9:29): "И [Иисус] сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста". Иисус адресовал эти слова Своим ученикам. Путешенствуя по Галилее, они совершали чудеса исцеления и изгоняли демонов. В случае, описанном в Евангелии от Марка (9:14-29), однако, ученикам не удалось изгнать злого духа. Иисус упрекает их в неверии, но в заключение говорит: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста". Так требовалось ли в данном случае что-то еще, помимо веры? Нуждается ли в изменениях или дополнениях высказывание Иисуса, в котором Он утверждает, что вера является достаточным условием для того, чтобы передвигать горы, и следует ли ввести в него оговорку, что все это, мол, верно, кроме некоторых случаев демонической одержимости? Дело в том, что Иисус имел ввиду вовсе не это. Он напоминает Своим ученикам, что несчастье, с которым столкнулся тот бедный мальчик, было столь ужасающим и сильным по своей сути, что для того, чтобы помочь ему нужна была очень сильная вера; говоря другими словами - прежде, чем начинать битву с сатанинскими проявлениями, необходимо укрепить свою веру пылкой, искренней молитвой и постом.

Чудеса в ранней церкви

В ранней церкви многие верующие были наделены невиданными чудесными силами и способностями, как это следует, например, из 12-ой и 14-й глав 1-го Послания к Коринфянам. Особенно показателен фрагмент (12:8-10) из 1-го Послания к Коринфянам. Можно обратить внимание на то, что некоторые из духовных даров, упоминаемых Павлом, могут быть классифицированы как сверхъестественные, в то время, как другие нельзя назвать таковыми. Но апостол всех их называет дарами Духа. Некоторым из членов церкви в Коринфе было дано слово мудрости. Очевидно, их дар состоял в способности давать мудрые советы, основанные на Слове Божьем. Другим было дано слово знания, то есть способность распознавать глубокие тайны Писания и надлежащим образом высказывать свои размышления на эти возвышенные темы. Некоторые приняли "веру", что, вероятно, означает, какую-то особую или сверхестественную веру, сильную настолько, что они могли противостоять самым неистовым и яростным нападкам. Другие были наделены даром исцеления, то есть способностью чудесным образом лечить больных.

Кроме того, в ранней церкви были люди, получившие способность просто творить чудеса, то есть совершать нечто могущественное и сверхъестественное. Святой Дух давал им особые откровения, которые они провозглашали и применяли с проникновенной, захватывающей силой. Иногда они также предсказывали события будущего. Кое-кто получил способность распознавать духов, то есть определять - посланы ли Богом люди, пришедшие откуда-то и называющие себя учителями, или они просто самозванцы. Вероятно, наиболее необычным, с нашей точки зрения, был дар, описанный, как "разные языки", и, насколько мы можем судить, представлявший собой особую разновидность речи, которую никто не мог понять, кроме человека, обладающего даром истолкования языков. Были также люди, получавшие этот дар истолкования. Все это говорит о том, что основанное Павлом собрание верующих в Коринфе было щедро наделено чудесными дарами, и у нас нет оснований полагать, что Павел приводит в данном фрагменте своего послания исчерпывающий перечень даров, которыми были наделены члены того собрания. В других церквях также могли иметь место подобные проявления сверхъестественных способностей. Помня об этом, мы можем легче понять - почему ранняя церковь стремительно росла и укреплялась, несмотря на ожесточенное противостояние со стороны иудеев и язычников.

Совершаются ли чудеса людьми в наши дни?

В этой связи давайте рассмотрим повнимательнее фрагмент из Евангелия от Марка 16:17-18 (см. также Лук.10:19), где Иисус дает обетование о том, что верующих будут сопровождать чудеса. Не следует ли в таком случае признать правоту некоторых современных групп верующих, ссылающихся на чудесные исцеления, происходящие среди них, как на доказательство того, что они обладают истиной, и того, что их доктрина твердо основывается на Писании? Мы отвечаем: Давайте не будем сомневаться в Слове Божьем и ставить под вопрос обетования Спасителя. Он наделяет верующих огромными способностями и силами - это совершенно определенно. Но ясно также и то, что если люди претендуют на обладание чудесными дарами, но при этом в чем-то противоречат Слову Божьему, то следовать за ними нельзя. В таком случае силы, которыми они обладают (или притворяются, что обладают), исходят не от Бога, а от князя тьмы.

В Ветхом Завете Бог предупреждает детей Израилевых не следовать за пророком, который призывает веровать в других богов, несмотря на знамения и чудеса, которые он, возможно, совершит. Во Второзаконии (13:1-3) Бог говорит им: "Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: 'пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им': то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей". И в Новом Завете также имеется подобное предостережение, когда Павел описывает появление "беззаконника", "... которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2Фессал.2:8-9). Сами по себе чудеса не являются абсолютным доказательством истинности притязаний какого-либо учителя или проповедника. Церковь утверждена на основании апостолов и пророков (Ефес.2:20), и того, кто попытается положить другое основание, слушать нельзя, как бы многочисленны и эффектны не были знамения, представленные им.

Еще один важный момент, о котором надо помнить - заключается в том, что чудеса даруются Богом и их не следует "пытаться совершать". Попытка совершения чудес, предпринимаемая без гарантии того, что Бог хочет привлечь нас к чудотворству - это искушение Господа, которое в любом случае является поступком, достойным порицания (см.Мат.4:7). Апостолы - во время своего первого миссионерского путешествия - совершали чудеса, как нечто естественное. В Евангелии от Матфея (10:8) и параллельных библейских фрагментах нам сказано, что Иисус наделил их этой способностью и велел им совершать такие деяния.

Наконец, чудеса должны были сопровождать тех, кто веровал (Марк.16:17). Из контекста данного библейского фрагмента следует, что не чудеса, а проповедь Евангелия является самым важным. Если люди превращают чудеса в главный фактор своего служения, отдавая им предпочтение перед всем остальным, мы можем быть уверенны, что их деяния не соответствуют воле Божьей. Как мало чудес совершали апостолы, проповедуя Слово в разных частях света и отодвинув свои чудесные дары на задний план! Прибыв в какой-нибудь город они собирали людей не для того, чтобы устроить перед ними шоу, а проповедовали Благую Весть о Царстве Божьем, учрежденном деяниями и жертвой нашего Господа Иисуса Христа. Если в дальнейшем, пока они оставались в этом городе, возникал удобный случай, то могли произойти чудеса, и их совершение было свидетельством того, что эта новая весть была действительно силой Божьей ко спасению каждому верующему. Но никому из апостолов и в голову не приходила мысль о проявлении сверхъестественных способностей для привлечения любопытных или для развлечения толпы.

Иисус проклинает смоковницу

Проклятие Иисусом смоковницы (Мат.21:18-19) - это чудо, на которое часто "накидываются" критики, утверждая, что такой поступок просто недостоин нашего Господа. Один из них даже замечает, что Иисус, мол, "после спора со Своими врагами, ради смеха обратил весь Свой гнев на невинное дерево, которое, впрочем, ничего не потеряло, разве что было лишено листьев и цветов на тот год". Ведь чаще всего чудеса, совершаемые Иисусом, представляли собой исцеления, помощь людям в несчастьях, неся радость угнетенным сердцам. Когда Он совершал чудеса в области природы - например, в случае усмирения шторма на море - то это все делалось с целью помочь нуждающимся.

Единственным исключением кажется проклятие смоковницы. Небольшое размышление, однако, поможет решить эту трудность. Во первых, данное чудо не повлекло за собой боли или страданий. Более того, оно показало апостолам всемогущество их Учителя, и дало Ему возможность поведать им о силе веры. Некоторые студенты, изучающие Библию, не без оснований предполагают, что Иисус хотел в этом эпизоде дать Своим ученикам символическое описание еврейского народа, лишенного угодного Богу плода.

“Разрушительные” чудеса

Кто-то может спросить: "А как насчет чудес, совершенных именно для того, чтобы прервать человеческие жизни и принести горе во многие семьи?" Такое совершалось, например, когда Илия, дважды вызывал огонь с неба - и каждый раз этот огонь поглощал военачальника и пятьдесят воинов (4Цар.1:9-12). Мы можем подумать то же самое о смерти фараона и его войска в море - во время преследования Израильтян (Исх.14:26-31). Здесь достаточно сделать пару кратких замечаний. Когда были убиты солдаты в указанном выше библейском эпизоде, Бог отмерил наказание тем порочным правителям, которым они служили. Мы не знаем, все ли те солдаты были порочны, или, может быть, большинство из них, впрочем, нам и не следует задаваться этим вопросом. Многие честные и хорошие солдаты-христиане погибли на полях сражений. Их тела погибли, но души спасены.

Более того, в случае с двумя пятидесятниками, как и в случае с фараоном, Бог показал, что Он не будет поругаем и высмеян. Если какие-то люди думают, что могут противостоять Всемогущему Богу и бросать Ему открытый вызов, то Его гнев может очень быстро проявиться в уничтожении этих людей. И, наконец, упрек, высказанный Иисусом в адрес Иакова и Иоанна, когда те хотели, подобно Илии, вызвать с неба огонь на Самарянскую деревню, в которой отказались предоставить ночлег их маленькой компании (Лук.9:52-56), не следует принимать за критику поступка Илии. Эти два случая совершенно несхожи. Стоит указать хотя бы на то, что в случае с Илией огонь с неба был вызван с целью защиты от преследователей; что же касается Иоанна и Иакова - им хотелось отомстить за оскорбление, нанесенное жителями той деревни им и их Учителю. Иисус упрекнул их в том, что ими двигали неверные побуждения. Мы имеем в данном случае прекрасную иллюстрацию известной поговорки: Si duo idem faciunt, non est idem (Если двое делают одно и тоже, то это не значит, что их действия одинаковы). Действия Илии были правильными. Когда то же самое попытались совершить ученики Иисуса в рассмотренном выше эпизоде, это было неверно, так как ситуации существенно различались.



Hosted by uCoz