Возврат на Главную страницу Идеологии современности. Пророчества: Ванга, Глоба Экономика, идеологии и др. Библия и западная философия 20 века. Ислам: о Коране Чечня и демократия

Глава 4. Писание и наука

Возможно, в этой главе мы столкнемся с тем, что в наши дни считается основным аргументом в защиту мнения о невозможности принятия Библии, как абсолютно надежной и достоверной книги, а именно - с приписываемыми ей расхождениями с наукой. Нам говорят, что Библия представляет взгляд на мир и научные представления людей, живших два или три тысячелетия назад, что ошибочность этих взглядов доказана наукой, и что, следовательно, нельзя более поддерживать древнее суеверие о том, что Писание - Книга богодухновенная и истинная во всех своих заявлениях, если мы не признаем, что Бог может совершать ошибки, что, конечно было бы противоречием. Убежденные христиане, которые говорят себе с одной стороны, что Бог не лжет и не ошибается, и, с другой стороны - что Он, по Своей великой милости, дал нам абсолютно безупречное откровение о Себе и о Своих делах, ответят на утверждение, приведенное выше: "Докажите это!" Они не откажутся от исследования данного вопроса, зная, что истина может не бояться честного, непредвзятого суда. Будет неплохо, однако, если мы сначала сделаем несколько замечаний общего характера.

Христиане решительно заявляют о том, что они прекрасно относятся к истинной науке и ко всем ее достижениям. Что такое наука? Это внимательное, систематизированное исследование самих себя и мира, нас окружающего, на том уровне, которого может достичь человеческая раса. Истинные ученые занимаются маленькими и большими чудесами вселенной, простирающейся перед нами. Какая благородная задача! Когда мы рассматриваем то, что говорит псалмопевец в 18-ом Псалме о Небесах, провозглашающих славу Божью, и о тверди вещающей о делах рук Его; то, что Псалом 103 открывает нам при созерцании облаков, горных вершин, долин, источников и птиц, поющих среди ветвей; то, что Сам Господь Иисус говорит нам, предлагая взглянуть, как растут лилии (Мат.6:28); то, что Павел и Варнава говорят людям из Листры о Боге, Который "не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши" (Деян.14:17), нам ничего не остается, кроме как сказать, что изучение мира и его явлений имеет поддержку и одобрение со стороны Бога и заслуживает самой высокой оценки.

К такому же выводу можно прийти, рассматривая эту проблему и с другой позиции. Все сущее, включая и нас самих, обязано своим существованием Отцу Небесному, Который по Своей воле создал вселенную и все, что она включает. Природа, как было правильно сказано кем-то, это великая "книга", которую Бог написал для того, чтобы мы читали ее, независимо от того, на что мы взираем - будь это гигантское красное дерево, которое начало расти, вероятно, еще в те времена, когда Давид был царем Израиля; крошечный муравей, обладающий потрясающей склонностью к тяжелому труду ради благополучия своего семейства; амеба, которую мы можем увидеть только под микроскопом, но которая, тем не менее, демонстрирует удивительные способности в поиске пищи - во всем мы видим "почерк" нашего великого Бога. Ни один человек, любящий и почитающий нашего Отца Небесного, не будет склонен к преуменьшению попыток, совершенных учеными в деле прочтения для нас великой "рукописи" природы, написанной рукой Божьей.

Противоречий между Библией и наукой не существует

Если только что сказанное истинно, если природа, подобно Библии, является книгой, данной нам нашим великим Богом, то отсюда следует, что не может быть никаких противоречий между тем, что они сообщают нам. Один и Тот же непогрешимый Автор обращается к нам в обеих этих книгах. Они могут отличаться по содержанию или по степени проработки. Но трудно себе представить, как они могут противоречить друг другу. Если ученые правильно читают и понимают свои тексты, то они не найдут в них утверждений, которые противоречили бы тому, что сказано в Библии. Мы много слышим в наши дни о противоречии между Библией и наукой. Однако такого противоречия не существует. Некоторые научные заявления действительно могут противоречить ясным и понятным Библейским утверждениям, или же ложные истолкования Писаний могут отвергать, считая ошибочными, отдельные факты, установленные истинно научным способом, но дисгармонии между истинной наукой и Библией просто не существует.

Стремясь к поиску и утверждению здравого подхода к данному вопросу, нам не следует забывать, что Библия не является учебником по астрономии, физике, химии, ботанике, зоологии и тому подобным предметам. Наш великий Бог имел совершенно иной замысел, давая нам эту Книгу. Предназначение Библии, как подчеркивалось выше, отражено во 2-ом Послании к Тимофею (3:15-17): "Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен". О том же самом говорит наш Спаситель в Евангелии от Иоанна (5:39): "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне". Наша Священная Книга предназначена для того, чтобы вести нас на Небеса путем создания и поддержания в нас веры в Иисуса Христа, единственного Спасителя. Это не учебник вообще. Это носитель пламенной вести о любви Божьей, явленной нам пришествием и деяниями Иисуса Христа. В этом ее основное содержание; все остальное, включенное в нее, имеет второстепенное значение.

Слово Божье всегда истинно

Однако, настаивая на том, что Библия не была задумана как учебник по ботанике, биологии и т.п., мы должны подчеркнуть также, что всякий раз, касаясь вопросов, относящихся к области научных исследований, она говорит правду. Будучи порождением вечного Бога, она совершенна во всех отношениях - как в содержании своей главной вести, так и во всем остальном, что с этим связано. Давайте не будем думать, что поскольку Библия имеет дело в основном с проблемами души и сердца, невидимого Слова и его благословений, то ее утверждения, относящиеся к материальному миру, нужно "заклеймить", как ложные. Конечно это было бы странное заключение. Мы должны проявлять настойчивость в этом вопросе, потому что Библия сама учит, что она совершенна во всех отношениях. К тому что уже было сказано при обсуждении непогрешимости Библии, мы можем добавить еще несколько слов. Когда Иисус говорит, что Писание "не может нарушиться" (Иоан.10:35), Он определяет нашу Священную Книгу, как совершенную и непогрешимую, причем всю Книгу, а не только лишь какую-то ее часть. В Своей битве с сатаной Иисус обращается ко всему, что написано в Библии, не исключая из нее тех разделов, которые имеют отношение к "материальным" вопросам. "Закон Господа совершенен, укрепляет душу" (Пс.18:8). "Закон Господа" - это выражение, которое ссылается не только на Десять Заповедей и другие законы, это все откровение Божье целиком и полностью, в том виде, в каком его имели израильтяне в ветхозаветные времена (см. также Пс.1:2; 118:97). Было бы пренебрежением к чистому учению Священной Книги с нашей стороны, если бы мы поддержали точку зрения о том, что Библия, говоря о научных вопросах, допускает погрешности и приводит ошибочные высказывания, которых люди придерживались во времена ее написания.

Когда кто-то утверждает, что научные исследования доказали наличие в Библии ошибок, христианам не следует пугаться или смущаться. Те, кто основываются на так называемых "точных выводах" науки часто обнаруживают, что строят свои убеждения на зыбучем песке. Если в сравнительно недавнем прошлом материалистическая философия Герберта Спенсера была в центре всеобщего внимания и считалась "последним словом" науки, в соответствии с которым функционирует и развивается вся вселенная, то через некоторое время от нее полностью отказались и стали популярными взгляды таких людей, как Артур Эддингтон, который отстаивал духовное истолкование природы. Одна система сменяет другую. Возможно, что мы доживем до того дня, когда большинство людей отвергнет наконец и теорию эволюции, согласно которой то множество разновидностей живых существ, которых мы наблюдаем на планете, образовалось, якобы, в результате их постепенного развития. Не следует так уж часто повторять, что мы должны различать науку, которая представляет факты и науку, которая осмеливается истолковывать эти факты. Первая заслуживает того, чтобы действительно называться наукой; последнюю же более правильно назвать спекуляцией, или же, в лучшем случае, она носит условный и предположительный характер.

Библейское описание мира

Нас часто спрашивают: "А разве Библия отстаивает не старомодное, давным давно разбитое и отвергнутое учеными, представление о мире?" Профессор В.М.Форрест пишет: "Природа библейского понимания вселенной ясна и проста - земля была сделана плоским телом, четыре края которого держатся на столбах, выступающих из воды, которая окружает землю со всех сторон и снизу. Сверху она накрыта куполом, или небесной твердью, с источниками воды для дождей и наводнений... Небесная твердь была единственным путем наверх и ее можно было бы достичь с вершины Вавилонской башни, если бы Иегова не остановил постройку этого амбициозного сооружения". Здесь мы встречаемся с утверждениями, справедливость которых следует проверить. Они типичны и напоминают то, что мы слышим ежедневно. Давайте рассмотрим их. Сказано ли в Библии, что земля сотворена как плоское тело? Не существует утверждений подобного типа. Упомянутая точка зрения - это всего лишь интерпретация слов Писания самим критиком, то есть нечто такое, что критик сам увидел в Писании, но чего там нет и в помине. Действительно, в Псалме (135:6) сказано: "Утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его", но справедливо ли на основании этого заключать, что Библия учит о том, что земля является плоским, а не шарообразным телом? Нужно рассмотреть контекст данного утверждения. Процитированный фрагмент является частью поэтического прославления, и как мы прекрасно знаем, поэзии свойственно использовать вольные и образные выражения. Так зачем же тогда интерпретировать эти слова буквально? Кроме того, надо сказать, что довольно легкомысленно и даже дерзко полагать, что человек, описывающий "землю, утвержденную на водах" считает ее плоской, а не круглой. Разве тот, кто описал участок США к востоку от Скалистых Гор словами "Великие Равнины", отрицает тем самым, что земля круглая?

Продолжая эти размышления, что мы можем сказать о библейских указаниях на "четыре края" (или четыре угла) земли? В Книге Исаии (11:12) мы читаем, что Господь "рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли". Но давайте спросим: "Доказывает ли это, что Писания учат о том, что земля представляет собой прямоугольное тело, с четырьмя выступающими в окружающее пространство концами?" Очевидно, что использованное словосочетание эквивалентно четырем сторонам света - направлениям, на которые указывают стрелки компаса. Мы имеем здесь дело с обычным образным выражением. Можно привести другое аналогичное высказывание того же самого пророка, в котором он - если воспользоваться теми же принципами буквального восприятия - вообще отрицает, что у земли есть какие-либо углы или выступающие части, и что она имеет округлую форму: "Он [Господь] есть тот, Который восседает над кругом земли..." (Ис.40:22). Как глупо, основываясь на этих образных выражениях, утверждать, что Библия отстаивает те или иные географические или астрономические воззрения! Вспомните, как много образных выражений мы встречаем в обычной, недуховной литературе. Так зачем же критиковать Библию теми методами, применение которых даже по отношению к обычной литературе признано несправедливым?

Основания земли

Критик утверждает также, что Библия описывает четыре конца земли, подпертые столбами, выступающими из воды, которая окружает ее с четырех сторон и снизу. В гимне хвалы Анны (1Цар.2:8) приводятся следующие слова: "... Ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную". Хотя здесь ничего и не говорится о столбах, выступающих из воды, окружающей землю, тем не менее, явно упоминается об основаниях, на которых утвержден мир. Но пусть наш критик рассмотрит контекст данной фразы. Эти слова являются частью гимна, наполненного метафорами и поэтическим языком выражающего уверенность в том, что Бог создал вселенную, а теперь поддерживает ее существование. Вместо того, чтобы на основании этой поэтической фразы скоропалительно заключать, будто Библия учит о четырех гигантских столбах, на которых покоится земля, лучше рассмотреть фрагмент (26:7) из Книги Иова, в котором столь же величественно провозглашается: "Он [Господь] распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем". Эти фрагменты не противоречат друг другу. Смелыми, но прекрасными образами они просто воспевают бесконечную силу нашего великого Бога, Которым мы "живем и движемся и существуем".

Более того, фрагмент из Книги Бытие (1:6-8) и другие места Библии, где говорится о небесной тверди над землей, также понимается ошибочно. Еврейское слово, используемое в данном случае, обозначает "пространство". В наши дни мы говорим о тверди небесной, простирающейся над нами, имея ввиду небо и атмосферу. Возможно, что самая большая трудность, с которой сталкивается наш критик, связана с утверждением о существовании "воды, которая над твердью" (Быт.1:7). Действительно, это изумляет многих читателей Библии. Но разве нельзя назвать тучи, облака и другие, менее концентрированные испарения, существующие высокого над землей, "водой, которая над твердью"? По этому поводу Ф.Беттекс, в своей брошюрке "Первая страница Библии", говорит: "Для чего же нужна эта атмосфера или "твердь небесная", как Библия называет ее? - можем спросить мы. Прежде всего она нужна для отделения воды, которая наверху - то есть облаков - от воды, которая внизу. Если бы ее не было, то вся та масса воды, которая находится над нами, была бы плотным, непроницаемым туманом, простирающимся над поверхностью земли и моря, и, блуждая наощупь в этом тумане, мы понятия не имели бы ни о том, что представляет собой небо, ни о том, как выглядит поверхность земли. И наша жизнь в этом случае была бы весьма затруднена. Климат на всей земле был бы холодным и влажным, а произрастание злаков или каких-либо фруктов было бы просто невозможным. Но, возможно, вы думаете, что те несколько небольших тучек, которые вы видите над своей головой, едва ли можно назвать "водой, которая над твердью" в сравнению с необъятными водными просторами океанов. Однако, в этом вы заблуждаетесь; если бы вы жили в странах, где большую часть года бесконечные потоки воды проистекают с небес, то у вас было бы несколько иное представление о количестве воды, имеющемся на небе" (с.27). Это является вполне удовлетворительным объяснением фрагмента (1:6-8) из Книги Бытие.

Из критических высказываний профессора Форреста, процитированных выше, остается еще утверждение о том, что, согласно воззрениям библейских писателей, небесная твердь является единственным путем наверх, и что до нее можно было бы добраться с вершины Вавилонской башни, если бы последняя достигла соответствующей высоты. Действительно, мы читаем в 11-ой главе Книги Бытие, что люди, жившие после Великого Потопа, поселились в земле Сеннаар и "сказали друг другу: ... построим себе город и башню, высотою до небес" (стих 4). Разве есть в этом заявлении что-то странное? Мы называем наши высокие здания "небоскребами", а немцы, между прочим, называют их, если перевести дословно "туче-скребами" (Wolkenkratzer). Разве существуют какие-то принципиальные различия между хвастливыми выражениями древних обитателей Вавилона и нашей собственной терминологией? Они использовали выражение, которое было явным преувеличением, и, вероятно, прекрасно осознавали это. Не столько их слова, сколько тот дух, в котором они произносили эти слова, привел их к осуждению и проклятию. Подводя итог сказанному, можно лишь заметить, что если не существует каких-то более веских аргументов против библейских представлений о мире, чем доводы, рассмотренные выше, то Библии ничто не угрожает в этом отношении.

Истина заключается в том, что Библия говорит о физическом мире только в общем плане. В ней содержится некоторая очень важная информация о мире, информация, которую она должна нам поведать, и которую никакая наука не может нам раскрыть. Это, например, вопросы о происхождении мира, его поддержании, предназначении и конце. По всем этим вопросам нам дается информация в Писаниях. Но когда мы подходим к таким вопросам, как природа света, количество планет, законы гравитации или клеточное строение живых организмов, Библия ничего не раскрывает нам об этом.

Несомненно, Бог мог бы дать нам откровение по всем этим спорным научным вопросам. Но столь же очевидным является и тот факт, что Он не сделал этого. Однако, разве в этом не проявилась мудрость и любовь Божья? Ведь две тысячи лет назад люди не смогли бы понять книгу, раскрывающую чудеса и научные тайны, потому что в те времена существовало очень немного инструментов, позволяющих проводить хоть сколько-нибудь точные исследования физических явлений. Да и многие ли из нас смогли бы понять такую книгу сегодня?

Теорию относительности Энштейна могут понять лишь немногие люди. Представьте теперь, что подобная теория содержалась бы в Библии. Для чего нужна была бы такая книга? Раздел, описывающий сотворение земли был бы похож на известный математический фрагмент Платоновской работы "Государство", который, фактически, никто не может понять и по сей день. Поскольку Библия была написана для служения всем людям, независимо от их возраста и уровня образованности, становится абсолютно ясно, почему на ее страницах не встречается глубоких теорий и научных формул.

Библейский язык

Несомненно, мы с готовностью принимаем тот факт, что библейский язык является простым и существенно отличается от языка, которым написаны наши современные учебники по физике и астрономии. Природные явления, ссылки на которые мы встречаем в Библии, описываются в выражениях, бывших в ходу в те времена и в той местности, когда и где писались соответствующие книги Библии. Астрономы - точно также как и все современные люди, знакомые с открытием Коперника, то есть с тем фактом, что Земля движется по орбите вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси - все равно в своей повседневной жизни говорят о восходах и закатах солнца. Точно также и Книги Библии используют для повествования о происходящих событиях обычный современный язык тех дней - язык, который основывается скорее на том, каким мир кажется с нашей точки зрения, чем на строгих научных фактах. Мы говорим о надвигающейся тьме, как будто тьма - это какой-то физический объект, а не просто отсутствие света; об "объятиях" смерти и о засухе, "пришедшей" в страну. В нашей повседневной речи мы говорим о том, что глаза "ловят предмет", в то время, как на самом деле глаза всего лишь принимают изображение предмета, сформированное посредством световых лучей. Наш язык просто изобилует выражениями, построенными по принципу того, как происходящее кажется нам. Наш Бог - через святых, писавших Библию - обращается к нам на нашем собственном языке - для того, чтобы мы могли понять Его. Естественно, что при этом используются особенности языка и идиоматические выражения, встречающиеся в нашей речи. Этим объясняется также и то, что мы называем "антропоморфизмами" и "антропопатизмами" Библии (выражениями, в которых Бог говорит о Себе так, как будто Он имеет человеческое тело и выражения, приписывающие человеческие эмоции Богу).

Мы не можем согласиться с утверждениями о том, что Библия учит устаревшим представлениям о вселенной. Такое допущение просто несовместимо с убеждением о том, что Библия происходит от великого Бога, "от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак.1:17). Все что говорит Библия, независимо от темы повествования, является истиной. Но в то же время, мы должны предостеречь читателя от поспешных выводов, сделанных из образных выражений или популярных общеописательных фраз, распространенных во времена, когда Библия была написана и используемых для определения каких-либо физических явлений, при попытке показать, чему учит Библия об устройстве нашего мира. Как не стоит понимать буквально фразу, сказанную Моисеем: "И обонял Господь приятное благоухание" (Быт.8:21), точно также не разумно относиться к фразе, повествующей о Потопе "... и окна небесные отворились", как к дословному описанию этого события. Едва ли стоит интерпретировать эту фразу как учение о том, что небо представляет собой нечто вроде крыши, в которой имеются окна. Мы не можем одобрять таких принципов толкования Библии, согласно которым на основании, скажем, словосочетания из Псалмов "шествуешь на крыльях ветра" (Пс.103:3), о Библии утверждается, что она, мол, учит о том, что "ветер - это существо, имеющее крылья".

Описание мира, приводящееся в Библии, имеет несколько иной характер, по сравнению с тем, как это делается учеными. Библия имеет дело не с физическими явлениями как таковыми, но с божественной силой, проявляющейся в физических явлениях. Библия не ставит цели рассказать нам, например, каков радиус земли в километрах, но побуждает людей рассмотреть вопрос, заключенный в величественных словах Исаии: "Кто исчерпал воды горстию своею, и пядию измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?" (Ис.40:12). Цель Библии не интеллектуальна, но духовна. Сказанное в Библии о вселенной предназначено для доведения до нас того, что необходимо нашим душам. При внимательном и аккуратном подходе опасность дословной интерпретации Писаний не так уж высока.

Первая глава Книги Бытие: Сотворение мира

Первая глава Библии много десятилетий была предметом бурных дебатов между христианами, которые отстаивали авторитет Писаний и скептиками, пытавшимися разрушить этот авторитет путем использования "научных" аргументов. Мы сузим эту дискуссию главным образом до нескольких замечаний общего плана. Мы не можем подходить к первой главе Книги Бытие, в которой наш Бог позволяет нам взглянуть на все, совершенное Им, иначе, как с чувством глубокого благоговения. За все, что Он сотворил в начале, можно только любить Его и поклоняться Ему. В ответ на все нападки, совершаемые на описание процесса Сотворения - в том виде, как его представил Моисей - христиане могут отметить тот факт, что ни один из критиков не сказал достаточно убедительно и обоснованно, когда же, собственно, вселенная была создана. Все, что могут сказать критики по этому поводу, это лишь туманные предположения - обстоятельство, которое, по меньшей мере, весьма существенно сдерживает их в выражении своих мнений. Более того, христиане могут сказать критикам, что те не могут знать обо всех громадных силах, катастрофах, и смещениях земных пластов, которые Создатель использовал для придания нашей земле ее настоящей формы. Можно сколько угодно исследовать геологические напластования всеми имеющимися средствами, но давайте избегать запутанных и вводящих в замешательство исследований и интерпретаций.

Конечно, мы согласны с утверждением, что все, на что ссылается Моисей, совершенно несовместимо с теорией эволюции, столь широко распространенной в наши дни. Но мы утверждаем, что теория эволюции, которая учит о постепенном развитии живых творений от низших форм жизни - к высшим формам, среди которых человек - это венец всего, высшая ступень развития, по сути своей не может быть доказана, ибо отсутствуют какие-либо пути лабораторного исследования данной концепции. Было верно замечено, что Дарвин, в своей книге "Происхождение видов", много говорит о видах и, по мнению некоторых людей, представляет доказательства появления новых видов, но мало говорит о самой эволюции. Ни он, ни кто-то другой по сей день нигде не продемонстрировал наличия той степени изменений, которая была бы достаточной для утверждения о существовании эволюции. Что нужно для демонстрации этого явления, так это, например, чтобы помидор "развился" в мускусную дыню, или чтобы утка превратилась в колибри. Эта тема действительно слишком обширна для того, чтобы ее полностью здесь рассматривать. Пусть читатель, желающий исследовать позицию сторонников библейского Сотворения, обратится к таким книгам Джона Клотза, как "Сотворение и эволюция" и "Исследование Сотворения".

Для нас же достаточно будет рассмотреть один вопрос. "Как мог существовать свет до сотворения солнца?"- это один из вопросов, который задается довольно часто. Ответ очень прост. Вполне возможно, что, до того как свет был организован (то есть были созданы светящиеся тела), существовал какой-то обобщенный свет. По этому поводу Ф.Бетекс в своей книге "Первая страница Библии" говорит: "Свет и солнце - это далеко не одно и то же. Кто не читал о величественном северном сиянии? Кометы также светятся сами по себе. И астрономы знают о гигантских светящихся туманностях во вселенной, которые в сотни миллионов раз превышают по размерам нашу землю - таких, например, как туманность Ориона. В наше время существует немало потухших светил, а также много светил, невидимых нашему глазу. Поэтому свет, даже при отсутствии нашего солнца, вполне мог существовать. К тому же Бог - стоит Ему только пожелать - может наполнить всю вселенную ярчайшим светом". Подобным же образом в результате внимательного изучения других критикуемых библейских утверждений выясняется, что и они не содержат непреодолимых трудностей. В истории всегда будет много чудесного и сверхъестественного, но в ней не появится ничего такого, что противоречит библейским фактам.

Потоп, Книга Бытие 6 - 8

Библейское описание Великого Потопа, уничтожившего всех людей кроме Ноя и его семьи, по утверждению многих людей, не гармонирует с научными представлениями. Подвергаются критике такие факты, как утверждение о том, что Потоп был всемирным, а также выдвигаются возражения против отдельных деталей - например таких, как возможность сбора "всех тварей по паре" со всего мира и помещение их в Ноев ковчег для сохранения видов. Христиане с готовностью принимают, что описание Потопа включает много такого, что мы относим к чудесам, то есть того, чего мы не можем понять. Но неспособность христиан объяснить событие, содержащееся в откровении Божьем не является достаточным основанием для того, чтобы отвергать это повествование, как неправдоподобное. Они знают, что Бог совершает чудеса и для Него также легко совершить миллион чудес, как одно чудо.

Критики не отрицают того факта, что на земле было огромное наводнение. С одной стороны, предания многих народов совершенно определенно указывают на то, что такой потоп имел место. Римский поэт Овидий в своих "Метаморфозах" дает увлекательное и красочное описание ужасного наводнения, уничтожившего все человечество, кроме двух людей. В его поэме содержатся следующие утверждения: "Распространяясь все дальше и дальше, потоки воды хлынули через поля; смывая урожай они понесли на себе леса и скот, людей и дома, склепы и их священное содержание. Если какому-то из домов удавалось устоять и не разрушиться под этим напором, вода покрывала его с крышей и даже башни были скрыты в водовороте. Океаны и моря заняли все пространство". Источником, из которого Овидий почерпнул материалы для своего описания великого потопа, была греческая литература, в которой уже много веков назад, Потоп упоминался как одно из величайших событий ранней истории человечества. Поскольку повествования подобного рода существуют у многих народов, можно сделать вывод, что Потоп действительно имел место, и воспоминания о нем веками передавались из поколения в поколение.

С другой стороны, поверхность земли свидетельствует о том, что в далеком прошлом на земле имело место огромное наводнение. В различных частях света на высоких горах остались явные следы этого события. Имея такие доказательства, просто неразумно отрицать, что Потоп, а следовательно и уничтожение человечества, действительно имели место.

Масштабы Потопа

Выяснив нашу общую позицию относительно Потопа, давайте теперь обратимся к самому библейскому повествованию об этом событии. Утверждают, что Моисей ошибался, описывая Потоп как явление всемирное. В Книге Бытие 7:19 священное повествование свидетельствует: "И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом". В стихе 21 этой же главы мы читаем: "И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди". Стихи 22 и 23 повествуют о том же самом. Мы должны признать, что нашего воображения не хватает, чтобы представить себе все это. Но смеем ли мы отрицать или сомневаться, что Бог силен совершить все, на что ссылается священное повествование? Некоторые утверждают, что, в случае накопления на земле такого большого количества воды, были бы нарушены законы гидростатики. Но разве Бог, Который создал воду, не может управлять ею так, как об этом сказано в 7-ой главе Книги Бытие?

Другие критики утверждают, что современное расположение геологических пластов противоречит утверждению о всемирном потопе, имевшем место в древние времена. Мы отвечаем на это, что никому неизвестно, в каких условиях существовала земля в те времена и какие силы были задействованы в различных частях мира, вкупе составляя, вероятно, огромное количество разнообразных факторов, которые, хотя и действовали одновременно, тем не менее, оставили отнюдь не одинаковые свидетельства о себе. Библия свидетельствует не только об ужасных ливнях, но, ссылаясь на все открывшиеся "источники великой бездны", вероятно указывает на землетрясения, имевшие место во время Потопа. Некоторые комментаторы полагают, что масса воды, необходимая для того, чтобы покрыть всю землю, должна была бы быть слишком большой, чтобы допустить правдоподобность такого события. Но если вспомнить, что три четверти поверхности планеты покрыты водой, и представить себе, что Бог, Своей всемогущей рукой, обрушил всю эту воду на материки, то не остается ничего такого, что чаду Божьему могло бы показаться неправдоподобным или странным в библейском повествовании о Потопе.

Известный археолог доктор М.Г.Кил в октябре 1930 года связывает описание Великого Потопа с теориями геологов о так называемом ледниковом периоде. Он предполагает, что давление льда на Североамериканский континент было столь огромным, что в конце концов этот континент "утонул под его воздействием. Ущелье реки Гудзон свидетельствует о том, что углубление в те времена составляло более девятисот метров. Если на эластичный мяч надавить с одной стороны, то он обязательно вздуется где-то в другом месте. Когда давление с океана сместилось на сушу, вызвав ее погружение, это привело к нарушению равновесия, для восстановления которого дно океана приподнялось. 'Разверзлись все источники великой бездны...'; океаническая вода, таким образом, хлынула прямо на землю. Это вызвало столь быстрое затопление суши. Огромные отложения лесса, океанического ила, обнаруженные в пустыне Гоби, расположенной в центральной части Азии, вероятно являются результатом этого явления. Еще одно последствие данного явления также не заставило себя долго ждать. Нижняя граница ледника, конечно же, располагалась там, где солнце уже не позволяло образоваться льду. Вдоль границы ледника, таким образом, должна была существовать длинная полоса тумана, воздух в этой области был перенасыщен испарениями. Огромная волна океанической воды, нахлынув на этот участок, привела к конденсации влаги из атмосферы, и в тот же миг 'окна небесные отворились', и начались проливные дожди. Это стало вторичной, естественной причиной Великого потопа".

Хотя доказать истинность гипотезы доктора Кила о причинах Великого Потопа также не представляется возможным, она, тем не менее, интересна. Возможно также, что это поможет кому-то из нас защитить библейское повествование о Потопе от обвинений в неправдоподобности.

Бедствия, посланные на Египет и переход через Чермное море

В Книге Исход рассказывается о целой серии весьма впечатляющих чудес, которые Бог совершил, когда Его народу пришло время избавиться от рабства. В отношении бедствий, которыми Бог поразил египтян, когда они отказались отпустить израильтян, было сказано, что их чудесные аспекты "могут быть легендарными преувеличениями реальных исторических событий". По всей вероятности, эти бедствия (например, язвы) не были совершенно необычным и странным явлением, с которым египтяне никогда не сталкивались до того. Скорее наоборот, бедствия происходили в те времена, да и сейчас случаются в этой стране.

Всякий же, кто утверждает по этому поводу, что мы имеем здесь дело не с наказанием, посланным Яхве на упорствующих египтян, а со вполне обычным и естественным явлением - таким же естественным, как, скажем, затмения солнца - и что это предрассудки - связывать беды, обрушившиеся на египтян с какими-то историческими событиями, недооценивает несколько очевидных и очень важных моментов. Во-первых, следует заметить, что описанные в Книге Исход бедствия были необычны по своей суровости. Во-вторых, они происходили с необыкновенной частотой. И в-третьих, они посылались на землю по слову Господнему, произнесенному Моисеем и Аароном. Существуют и другие особенности этих бедствий, отличающие их от обычных явлений и указывающие на их происхождение свыше. Например, последнее наказание относилось не ко всем детям, но затронуло только первенцев. Факт, что в каждой семье умер только первенец, был характерным признаком того, что данное бедствие было необычным, но представляло собой особое наказание Божье, посланное на народ. Короче говоря, Бог действовал в этих случаях Своим вполне обычным путем, стараясь не совершать никаких "экстравагантных" чудес. Он просто использовал те естественные силы природы, которые были "под рукой" и заставил их действовать таким образом, чтобы это повлекло за собой нужный Ему результат.

Когда израильтяне покинули Египет и пытались уйти от преследования фараона, Бог, избавляя Свой народ, совершил еще одно чудо, которое, вероятно, оставило самый глубокий след в иудейской литературе. Он раздвинул море и перевел израильтян целыми и невредимыми на другую сторону, в то время как фараон вместе со своей армией был поглощен морской пучиной. Здесь Бог также использовал естественные средства для достижения Своей цели. В Книге Исход (14:21-22) мы читаем: "И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону". Обратите внимание на то, что здесь упоминается восточный ветер, который дул всю ночь и "сделал море сушею", то есть осушил морское дно настолько, чтобы по нему можно было пройти.

При обсуждении этого чуда часто утверждают, что в данном случае имел место необыкновенно сильный отлив, во время которого израильтяне смогли перебраться на другую сторону; что же касается египтян, то они подошли к проходу слишком поздно и волны начавшегося прилива захлестнули их. Однако, совершенно ясно, что такая позиция противоречит прямым утверждениям Святого Писания, где сказано: "... Воды же были им [израильтянам] стеною по правую и по левую сторону". Если бы только необычной силы отлив был причиной спасения израильтян, то едва ли можно было бы говорить о стене воды с двух сторон от них. Помня о только что упомянутом принципе, которым руководствуется Бог при совершении чудес, нам не следует все же вносить изменений и искажений в библейские свидетельства. Какие именно силы задействовал Бог для сдерживания вод - мы не знаем, но Его Слово говорит нам о том, что Он раздвинул воды и для верующих чад Божьих это является достаточным доказательством того, что море чудесным образом расступилось.

Тушканчик и заяц, Книга Левит 11:5-6

В этом перечне чистых и нечистых животных, тушканчик и заяц классифицируются как жвачные животные; хотя, в соответствии с зоологическими представлениями они не принадлежат к этой разновидности. Критики не заставили себя долго ждать и заявили, что здесь Моисей несомненно ошибается. Закон, о котором идет речь в данном вопросе, гласит, что животные, которые жуют жвачку и имеют при этом раздвоенные копыта, пригодны в пищу, в то время как те, кто обладают лишь одним из этих свойств или ни тем - ни другим, должны считаться нечистыми.

Известный немецкий исследователь Библии Кейл говорит в своих комментариях по Книге Левит: "Заяц и тушканчик... также считались нечистыми животными потому, что они, будучи жвачными, не имели раздвоенных копыт. Действительно, современные натуралисты утверждают, что заяц и тушканчик не являются жвачными животными, поскольку конструкции их желудков не являются четырехсекционными, как у жвачных; однако, иногда они двигают челюстями, внешне напоминая жвачных... и Моисей назвал этих животных в соответствии с общими представлениями, бытовавшими о них в те времена". Хастинг в своем библейском словаре, в разделе "заяц" пишет: "Заяц является грызуном, а не жвачным животным. Заявление, сделанное во Второзаконии (14:7) о том, что он жует жвачку следует принимать феноменально, а не научно". Хорошо сказал Тристрам: "Моисей говорит о животных в соответствии с тем, как они выглядят внешне, а не с позиции анатома, и его целью было показать, почему заяц является нечистым, а именно - несмотря на то, что он как будто бы жует жвачку, он не имеет раздвоенных копыт. Говорить об этом явлении как-то по-другому было бы равносильно тому, чтобы упоминая закат или рассвет, описывать движение земли вокруг солнца". Нам следует помнить, что Моисей дает сынам Израилевым несколько практических правил, которых им предстояло придерживаться при выборе пищи. По этой причине в данном библейском фрагменте при описании чистых и нечистых животных используется терминология, принятая среди них и понятная им. Если учесть все это, то трудности, с которыми сталкиваются люди, рассматривающие подобные библейские фрагменты, исчезают.

Иисус Навин "останавливает" движение солнца

В Книге Иисуса Навина (10:12-14) мы сталкиваемся с одним из наиболее примечательных фрагментов всего библейского повествования. Во время победной битвы с пятью царями Аморрейскими, Иисус Навин сказал солнцу и луне: "стой". Не следует упускать из виду, что Иисус Навин "воззвал к Господу" (стих 12). Предводитель израильтян обратился к Богу в молитве. Его обращение к солнцу было не претензией на власть, выдвинутой со стороны надменного монарха, полагающего, подобно Ксерксу, что даже силы природы должны повиноваться ему. Это было заявлением о вере, с которой он уповал на Бога, будучи твердо уверен в том, что для Бога нет ничего невозможного. Уверенный в помощи Божьей и в том, что он имеет божественную поддержку, Иисус Навин, обращаясь к солнцу и луне, произносит слова, которые равнозначны молитве о помощи Божьей Израилю.

Согласно "Справочнику по самостоятельному изучению Библии"- Concordia Self-Study Commentary, существуют три интерпретации данного фрагмента: "Многие истолкователи не находят здесь никакого чудесного вмешательства в обычное развитие природных процессов. Будучи поэтическим по форме и языку изложения, данный фрагмент является лишь образным способом донесения до читателя того факта, что день был достаточно длинным, и израильтянам хватило времени для уничтожения отступающего врага. Данное выражение напоминает восклицание Деворы: "С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою" (Суд.5:20). ... [Другие комментаторы настаивают] на том, что описанный день был чудесным образом продлен сверх обычных 24 часов. У верующего нет оснований сомневаться в том, что Тот, Кто создал 'небо и землю и все воинство их' может управлять 'делом перстов Своих' (Быт.2:1; Пс.8:4; Ис.34:4). Он имеет власть и силу остановить течение процессов во всей вселенной, со всем несметным числом ее сложнейших и взаимосвязанных механизмов... Третья интерпретация находит элемент чуда в том факте, что Бог в нужный момент использовал силы природы так, как Он сделал это в Египте и во время штурма Иерихона... [Здесь] в Гаваоне Он послал на землю град, закрывший свет солнца. Под покровом тьмы израильтяне застали врага врасплох и затем получили возможность преследовать его. Соответственно, в результате вмешательства Божьего была задержана скорее тьма, чем светлое время суток. Значение еврейского глагола, использованного в оригинальном тексте для описания данного явления, подтверждает такую точку зрения. Слово 'стой' (Иис.Нав.10:12) в оригинальном тексте имеет дополнительное значение (коннотацию) 'остановись, прекратись', то есть здесь имелось ввиду прекращение обычных функций, свойственных описываемым объектам. Другими словами говоря, концовка стиха 13 означает следующее: 'солнце не появлялось почти целый день' (с.149)". Еще одна возможная интерпретация данного фрагмента заключается в том, что слова "не спешило" (стих 13) могут означать замедление движения, в результате которого для оборота [вокруг своей оси планете] потребовалось 48, вместо обычных 24, часов.

Существует также мнение, что поклонение жителей земли Ханаан солнцу и луне, могло побудить Бога к привлечению предполагаемых "божеств" этих людей к их поражению, чтобы продемонстрировать всему миру тщетность их верований, равно как и всех остальных форм идолопоклонничества. Независимо от того, верно или ошибочно это предположение, мы можем быть уверены в том, что в данном эпизоде были задействованы какие-то великие и добродетельные качества нашего Бога, услышавшего молитву Иисуса Навина.

Тень на солнечных часах Ахаза

Когда Езекия был болен, Бог услышал его молитву об избавлении от неминуемой смерти и милостиво даровал ему знамение для укрепления его веры в божественное обетование о предстоящем исцелении. Этот эпизод дважды описан в Писаниях (4Цар.20:8-11 и Ис.38:7-8). Знамение, данное царю от Бога, действительно было весьма чудесным. Тень, отображающая течение времени на солнечных часах, сделанных Ахазом, вместо того, чтобы двигаться своим обычным чередом вперед, вернулась назад на 10 делений, явно нарушив тем самым естественные законы природы и приведя доказательство того, что всемогущий Творец Сам вмешался в этот процесс. Знамение совпало в точности с предсказанием. Предполагалось, что часы находились неподалеку от комнаты, где лежал больной Езекия, и были расположены так, что их можно было видеть оттуда, а следовательно - царь своими собственными глазами наблюдал чудо, совершенное Господом ради него.

В чем состояла сущность знамения, совершенного Богом в описанном библейском эпизоде, какова была его природа? Описание, приведенное в 4-ой Книге Царств, которое является более подробным, повествует нам, что Господь "возвратил тень назад [на солнечных часах] ... на десять ступеней". Нам неизвестно досконально, какова была конструкция тех солнечных часов. Возможно, что они состояли из большого столба или обелиска, тень от которого падала на огромный циферблат, разбитый на деления или "ступени" (еврейское слово, которым обозначались деления, переведенное дословно, означало "ступени"). Когда царь и его слуги смотрели на солнечные часы в тот день, они видели, что тень на них движется в обратном направлении. В Библии не сказано, что это было результатом движения какого-то небесного тела (солнца или земли). По этому поводу нам не дается никаких объяснений. Библейское описание позволяет делать какие-то выводы только о том, что происходило на солнечных часах - то есть можно сказать лишь то, что всемогущий Бог заставил тень на солнечных часах двигаться в направлении, противоположном тому, куда она двигалась обычно.

В отчете Исаии, однако, можно найти такое утверждение: "... И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило" (38:8). По всей видимости солнце вернулось назад на 10 делений. Каким образом это было совершено - с обычной ли скоростью, или в более короткий промежуток времени - никакой информации об этом в данном эпизоде не приводится. Многие ученые считают, что Исаия ссылается на чудесное событие, произошедшее не на небесном своде, а на циферблате солнечных часов. Тот факт, что в данном описании основной упор делается на циферблат часов, на тень и на количество делений, самым решительным образом поддерживает такую точку зрения. Поскольку никаких упоминаний о длительности того дня в Библии не приводится, более предпочтительной кажется трактовка свидетельства Исаии таким образом, что солнце на некоторое время изменило направление своего движения и светило в тот день дольше, чем обычно.

Важно, чтобы мы не отступали от смысла, вложенного в повествование. То, что Бог может заставить солнце двигаться в восточном направлении вместо западного, не вызывает у искренне верующего человека никаких подозрений - мы совершенно уверенны в том, что такое возможно. Если бы это было основным содержанием богодухновенного сообщения, то мы не усомнились бы в этом ни на минуту. Однако, со всей прямотой мы должны сказать, что значение события описанного святыми в данных эпизодах сводится к чудесному знамению, имевшему место на циферблате солнечных часов Ахаза. В конце концов, заставить тень на солнечных часах двигаться с нарушением законов распространения света - это такая же демонстрация всемогущества, как если заставить солнце на небе двигаться в обратном направлении.

Пророк Иона и гигантская рыба

Вероятно ни одна из библейских историй не отрицается столь часто, как рассказ об Ионе, которого проглотила огромная рыба, и который оставался внутри этого чудовища три дня. Теологию тех, кто просто, не мудрствуя лукаво верит в Писания, нередко называют теологией "Ионы и кита". Некоторые люди называют этот рассказ аллегорией (иносказанием) или притчей, подразумевая при этом, что истории этой, мол, никогда не было в действительности, и что мы имеем здесь дело просто с рассказом, придуманным для "учебных целей".

Можно ли относиться к этому рассказу, как к притче, придуманной пророком или учителем для иллюстрации каких-то великих истин? В Библии действительно содержится много притч. Рассказ о десяти рабах (Лук.19:11-27), например, который на фоне истории об Ионе выглядит как отчет о реальных исторических событиях, назван притчей, что свидетельствует о том, что данный случай просто придуман с иллюстративной целью. История об Ионе, однако, не является притчей. В защиту этого утверждения можно привести два аргумента. Во-первых, в самой этой истории нигде не говорится, что она всего-лишь плод чьего-то воображения. Точно так же, как и во всей Библии нет никаких намеков на то, что данную Книгу следует воспринимать как притчу. От начала и до конца Книга Ионы подразумевает, что имеет дело с реальными историческими событиями. Нам ничего не остается, как заключить, что автор Книги предлагает читателям относиться ко всему, о чем он повествует, как к реальности. Во-вторых, в Новом Завете наш Господь относится к необычным приключениям Ионы, как к реальным историческим событиям. В Евангелии от Матфея (12:40) мы читаем: "Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи". Эти слова Иисуса подтверждают историческую достоверность истории об Ионе, и, в свете этого совершенно ясного высказывания, следует отбросить любые попытки придания данному ветхозаветному повествованию характер притчи или аллегории.

Но тогда мы вынуждены будем столкнуться с огромной армией критиков, которые громко протестуют, утверждая, что если принимать историю Ионы буквально, то она неправдоподобна, невозможна и даже смехотворна. Аргумент, который они представляют в свою защиту, заключается в том, что кит имеет столь маленький пищевод, что он просто не может проглотить человека. Нам говорят, что кит питается мелкими водными животными, вроде рачков и моллюсков, и что у него столь узкое горло, что едва ли человеческая рука пролезет туда. Такой аргумент, однако, нисколько не волнует христиан. Если Бог смог сделать так, что когда Иона был ввергнут в море, рядом оказалась та огромная рыба, то уж конечно Ему ничего не стоило сделать горло этой рыбы настолько широким, чтобы проглоченный человек мог попасть в желудок чудовища. Но что примечательно здесь, так это то, что возражения критиков основываются на совершенно ложном допущении. Действительно, "обыкновенный кит" имеет такое горло, как было описано выше, однако, так называемый кашалот, который также относится к китовым животным, цитируя слова одного служащего китобойной станции: "может проглотить кусок пищи, диаметром до двух с половиной метров".

В обстоятельной статье, снабженной всеми необходимыми ссылками, Амброс Джон Уилсон из Оксфорда (Англия) собрал информацию, которая относится к этой теме и которая позволяет прийти к определенному выводу. Только что процитированные слова служащего китобойной станции взяты как раз из этой статьи. Из нее можно узнать также, что кашалоты или "зубастые киты" водятся в тропических и субтропических водах, хотя встречаются иногда и в северных водах, даже у берегов Исландии. Что касается их "глотательных способностей", господин Уилсон, цитирует того же самого служащего, утверждающего, что самый большой предмет, обнаруженный им в желудке такого кита - "это скелет почти пятиметровой акулы". Статья содержит рассказы о двух людях, которые были проглочены кашалотами. Она рассказывает нам также, что кашалот "питается главным образом значительно превышающими по размерам тело человека спрутами, которых нередко находили в их желудках целиком". Кашалот, как утверждается в этой статье, "плавает с широко разинутой пастью... и быть проглоченным им не составляет никакого труда". Таким образом, кажется, имеется вполне достаточно оснований для того, чтобы отвергнуть утверждение о том, что горло кита является слишком узким и не может пропустить человека в желудок. Можно добавить также, что существуют свидетельства о пойманных гигантских акулах, размеры которых столь огромны, что они без труда могут проглотить человека. Библейский отчет и параллельный фрагмент из Евангелия от Матфея не утверждают, что животное, проглотившее Иону, было именно китом (см. прим. 67). Греческое слово, использованное в Евангелии от Матфея (12:40) обозначает морское чудище или огромную рыбу.

Существует, правда, еще возражение, что едва ли человек может остаться в живых после пребывания во чреве чудовища в течение трех дней и трех ночей. Если наш великий Бог желает сохранить человека живым и невредимым в такой ситуации, Он может запросто сделать это, отвечаем мы. Кроме того, мы можем еще раз процитировать статью господина Уилсона, которая содержит специальный раздел, посвященный этому вопросу: "Мог ли человек жить во чреве кита?" Мы читаем: "Ответ, который напрашивается здесь: несомненно мог, хотя, конечно, с большим трудом. Там мог быть воздух для того, чтобы дышать - или что-то вроде воздуха. Он необходим рыбе для того, чтобы всплывать на поверхность. Температура, конечно, была труднопереносимой. От 40 до 41 градуса выше нуля по шкале Цельсия - так считают специалисты... Однако это, хотя и соответствует температуре сильно больного человека, все же не смертельно для человеческого организма. Желудочный сок также вызывал особенно неприятные ощущения, хотя и он не являлся смертельным фактором. Он не мог так легко справиться с живыми тканями, в противном случае он переварил бы стенки собственного желудка".

После этого автор статьи приводит описание двух случаев, когда человек был проглочен кашалотом, но все же остался жив, вырвавшись из этого отвратительного "заключения". Один из этих людей - Маршалл Дженкинс, который, как утверждается в статье, пережил такое сверхъестественное приключение в 1771 году. Другой человек - Джеймс Бартли, который в 1891 году, во время участия в китобойной экспедиции, был проглочен разъяренным кашалотом. Тот кашалот, как рассказывается в статье, был загарпунен на следующий день, и, после того как чудовище было убито, Джеймс был найден в его желудке в бессознательном состоянии. Ему удалось, однако, прийти в себя, и через три недели он был практически здоров. В своей следующей статье господин Уилсон пишет, правда, что достоверность истории о Джеймсе Бартли оспаривается, но он показывает, что аргументы критиков являются недостаточными. Дело, однако, не в этом. Независимо от того, кто и что думает об историях, на которые ссылается Уилсон, необходимо отчетливо понять, что мы, христиане, не нуждаемся в них для того, чтобы принять и признать за истину повествование Книги Ионы. Достоверность библейских историй основывается для нас на гораздо более веских аргументах, чем подобные происшествия. Однако свидетельства, приведенные в подобных статьях, могут послужить для того, чтобы заставить замолчать критиков, называющих историю Ионы "рыбацкими сказками".



Hosted by uCoz